Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Летающие электростанции
(продолжение)
Уже говорилось о централизованном энергоснабжении орбитальных заводов
и различных космических аппаратов. Во время полетов в околоземном и
межпланетном пространстве оснащенные электроракетными двигателями
спутники, автоматические и пилотируемые станции также смогут широко
пользоваться услугами космических
электростанций. Возможны, по-видимому, и другие способы использования
лучевой энергии. Такие проекты уже создаются. Вот один из них.
Этот межорбитальный буксир, предназначенный для перевозки грузов с
низких монтажных орбит на геосинхронную, похоже, будет теряться на фоне
собственной антенны диаметром 600 метров. Микроволновый луч,
направленный на нее с космической электростанции, ионизирует подаваемый
сюда же азот, разгоняя его до больших скоростей. Такой двигатель
обладает высоким коэффициентом полезного действия и выгодно отличается
от известных электроракетных установок повышенной реактивной тягой.
Вместо громоздких зеркальных отражателей на межорбитальных транспортных
аппаратах могут применяться и так называемые антенны-выпрямители,
выполненные из гибкой и легкой пленки. Их будут выводить в космос в
рулонах, пленочная основа которых настолько тонка, что 200-метровый
рулон в свернутом виде имеет диаметр всего 40 см. Такое устройство,
развернутое на орбите в большую и плоскую поверхность, не только примет
энергию СВЧ-излучения, но и сразу превратит ее в постоянный
электрический ток, питающий обычные электроракетные двигатели.
Летательные аппараты, использующие энергию сверхвысокочастотных
радиоволн, существуют уже не только на бумаге. В октябре 1987 года
группа канадских инженеров и конструкторов подняла в воздух оригинальную
модель самолета, вовсе не нуждающегося в горючем. Внимание
присутствующих на испытаниях зрителей привлекала большая овальная
пластина в хвостовой части фюзеляжа. Так выглядела антенна для
улавливания СВЧ-энергии. Аналогичные приемные устройства располагались
на нижней стороне раскинувшихся на четыре метра крыльев.
Старт и полет ракет с лазерными двигателями,
получающими энергию от солнечных космических электростанций. Схема.
Невидимый микроволновый луч посылала в небо небольшая
чаша наземной антенны, связанной с установленным здесь же на полигоне
СВЧ-генератором. На борту самолета его энергия преобразовывалась в
электричество и питала электродвигатель, который вращал обычный
пропеллер.
Используя результаты этих испытаний, канадские специалисты предполагают
создать коммерческий беспилотный самолет, который сможет в течение 1-2
лет непрерывно барражировать по кругу на высоте более 20 км, постоянно
удерживая в "поле зрения" огромную площадь земной поверхности. На новом
летательном аппарате планируют установить антенны для ретрансляции
телевизионных передач и программ местного радиовещания, а также
поддержания телефонной связи с подвижными транспортными средствами. С
помощью этого самолета можно будет организовать наблюдения за океаном,
контролировать состав атмосферы, з том числе и ее загрязнение, следить
за изменением погодных условий.
Полет ракеты с лазерным двигателем (передача
энергии от КСЭ с лазерным излучателем).
Пока в ведущих космических державах обсуждают достоинства и
недостатки будущих грандиозных проектов, в Японии уже развернули работы
по созданию небольшой, мощностью всего 50 кВт, орбитальной
электростанции. По сообщениям газет, ее масса не превысит 8 тонн, а
вывести ее собираются на высоту 500 километров. Солнечную энергию
преобразуют на орбите в электрическую с помощью турбогенераторов и при
пролете станции над приемными антеннами сбросят на Землю в виде мощных
электромагнитных импульсов. Думается, пример Японии заставит
специалистов других развитых стран ускорить работы по созданию
экспериментальных образцов космических электростанций.
Чем более развитым становится общество, чем шире пользуется оно благами
научно-технического прогресса, тем больше требуется ему электроэнергии.
Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, быт, наконец. Впрочем,
разве перечислишь всех потребителей. При этом значительная часть
мощности всех электростанций тратится на освещение. Пройдет время, и
бесчисленные осветительные приборы будут питаться также и энергией
космических электростанций. Солнечный луч преобразуют на орбите в
движение электронов, затем в СВЧ или лазерное излучение, потом снова
превратят на Земле в электрический ток. И все это для того, чтобы опять
получить свет, только теперь уже не естественный, а искусственный. Не
слишком ли сложно?