На крышке корпуса трансмиссии установлены топливный баи емкостью 5 л и
рулевая колонка, на рукоятках которой размещены рычаги управления
сцеплением, газом и коробкой передач.
Рулевая колонка тоже оригинальна - она поворотная, может быть отклонена
вправо или влево на 15° или вовсе развернута из 150. Это сделано для
кто, чтобы оператор мог идти не вслед за рабочим органом, а сбоку - по
целине или междурядью при движении вперед или вслед за мотоблоком - при
задком коде. Высота рукояток регулируется по росту оператора.
Теперь о передачах. Их в МТЗ-05 шесть: четыре вперед (расчетные скорости
движения 2,1; 3,8; 5,4 м 9,5 км/ч) и две назад |2,5 и 4,5 км/ч). Такой
большой выбор не случаен: отдельные виды обработки почвы требуют как
своего орудия, так и соответствующей скорости.
С чем же агрегатируется меленький МТЗ? С плугом ПЛ 1 и окучником КО-2,
выпускаемыми заводом, бороной БН-50 и культиватором КР-70, полуприцепом
ПХ-0,5 производственного объединения Бобруйскферммаш и косилкой КН-1
завода "Гомсольмйш".
При транспортировании полуприцепа, давление в шинах увеличивают до 1,2
кгс/см*.
"Беларусь" МТЗ-05 в отличие от предшественников уже опытно-промышленный
образец. Небольшая партия мотоблоков не так давно была реализована в
Белоруссии через торговую сеть.
Для их сочленения с мотоблоком есть узел навески, а для косилки,
работающей от вала отбора мощности, - трубчатая сцепка. Скорость
вращения хвостовика вала 1 тыс. об/мин. Рулевая колонка в этом случае
поворачивается на 180 гр. передачи включаются задние.
Пахать рекомендуется на первой и второй передачах с колеей (00 и 7С0 мм.
Плуг необходимо регулировать так, чтобы при заданной глубине и ширине
зигзага он не зарывался в землю и не выскальзывал на поверхность.
При пахоте, культивации, окучивании и бороности - словом, при
энергоемких работах - для предотвращения пробуксовки колес рекомендуется
крепить к их дискам балластные грузы, которые входят в комплект
мотоблока. Грузов четыре, масса каждого из них 17 кг.
Давление в шинах должно быть около 0,8 кгс/см2.
Земледельцы довольны: микро-факторы помогают им возделывать картофель и
другие овощи, заготавливать и перевозить норма.
Хотя завод продолжает совершенствовать МТЗ-05, нет сомнения в том, что
самодеятельные конструкторы, владельцы личных подсобных хозяйств - все,
кто намерен механизировать нелегкий земледельческий труд, возьмут на
вооружение опыт минских тракторостроителей, воспользуются их
оригинальными решениями.
Копировать МТЗ вряд ли целесообразно, не каждому это по силам. Да и
потребности и вкусы у всех разные. Главное в том, чтобы энтузиасты
любительского конструирования увидели, каким может быть мотоблок,
отнеслись к его конструкции как к примеру.