Владимир Григорьевич Шухов - советский инженер, изобретатель, ученый,
почетный академик, Герой Труда, член ЦИК СССР. Вехи его долгой жизни -
открытия, сооружения, в них живет память об этом замечательном человеке.
Инженер В. Г. Шухов, выпускник Московского высшего технического училища,
сделал сотни изобретений. Так он изобрел установку для термического
крекинга нефти, разработал конструкции нефтепроводов, нефтехранилищ,
паровых котлов.
Но главным своим делом он считал строительство различных сооружений с
использованием металлоконструкций. Под его руководством спроектировано и
построено около 500 мостов, в том числе через такие реки, как Волга,
Ока, Енисей. Поезда, прибывающие на Киевский вокзал Москвы,
останавливаются под огромным, кажущимся чрезвычайно легким металлическим
перекрытием. У основания одной из металлических дуг мемориальная доска с
именем автора конструкции - В. Г. Шухова. Позывные первой советской
радиостанции, а позднее первые телевизионные программы передавались с
антенн, установленных на Шаболовской радиобашне в Москве (высота - 148,3
м), построенной по проекту Шухова. Во всем многообразии башенных
конструкций он применял форму так называемого гиперболоида вращения.
Башни состоят из прямых стержней - их удобно обрабатывать и перевозить
на место стройки, легко собирать. Стержни располагаются по образующим
гиперболоида. Намного опередили время разработанные им конструкции
пространственных перекрытий - висячие стальные решетчатые оболочки,
арки, оболочки двойной кривизны, которые и сейчас применяются в
строительстве. В 20-е гг., в период разрухи после гражданской войны,
когда в стране не хватало метал- ' ла, В. Г. Шухов разрабатывал
конструкции деревянных перекрытий, трубопроводов и даже подъемных
кранов. И в этой, казалось бы, вынужденной работе он шагнул на
десятилетия вперед. В наши дни дерево, усиленное полимерами, скрепленное
синтетическими клеями, все смелее спорит с металлом.
Инженерный гений Шухова оставил своеобразный след и в истории искусства.
Он дал вторую жизнь прекрасному памятнику средневековой архитектуры -,
минарету медресе Улугбека в Самарканде, который после землетрясения
выпрямили по проекту и под руководством Шухова.
В. Г. Шухов отличался необычайно разносторонними дарованиями,
колоссальной энергией и работоспособностью. 63 года инженерного труда, и
на каждый приходится более десяти осуществленных проектов.
РОБЕРТ ФУЛТОН (1765-1815)
Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон в детстве имел
разносторонние способности: хорошо рисовал, любил математику, умел
пользоваться различными инструментами. В 20 лет он стал подмастерьем
ювелира, а потом отправился в Англию учиться живописи. Заинтересовавшись
инженерным делом, Фултон участвует в строительстве каналов, шлюзов,
водопроводов. Так начинающий ювелир и живописец становится инженером и
изобретателем.
К одной из его первых работ относится изобретение наклонного
судоподъемника, позволявшего судам обходиться без шлюзов, а также
экскаватора для копания каналов. Он разработал конструкции машин для
распиловки мрамора, прядения льна, скручивания веревок и т. д.
С 1790-х гг. Фултон заинтересовался проблемой использования пара для
приведения в движение судов. Переехав во Францию, он в 1800 г. построил
и испытал подводную лодку <Наутилус>, которая имела черты
современной подводной лодки. В Париже Фултон создал и первую модель
парохода, двигавшегося со скоростью 7,5 км/ч, и демонстрировал ее в 1803
г. на реке Сене. Но эти изобретения не были поддержаны французским
правительством.
В 1806 г. Фултон возвращается на родину, в США. Здесь он построил
колесный пароход <Клермонт>, который приводила в движение паровая машина
в 20 л. с. В 1807 г. <Клермонт> отправился в свой первый рейс по реке
Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. С этого времени на Гудзоне открылось
постоянное движение парохода.
В дальнейшем Фултон построил еще несколько колесных пароходов, а также
работал над проектом канала между Великими озерами и Нью-Йоркской
гаванью.
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ КРЫЛОВ (1863-1945)
Алексей Николаевич Крылов - замечательный советский кораблестроитель,
механик и математик, академик.
В 1890 г., после окончания Морской академии, Крылов занялся научной и
педагогической деятельностью. Вскоре ему поручили читать лекции по
новому тогда курсу теории кораблей. Эту сложную науку приходилось
создавать, используя и развивая теоретическое наследие знаменитых
механиков и математиков прошлого, анализируя и обобщая многолетнюю
практику строительства и эксплуатации кораблей. Основное значение теории
корабля Крылов видел в исследовании таких важных его свойств, как
плавучесть и непотопляемость, плавность хода, хорошая маневренность и
минимальная качка на волнах. В теоретическую и практическую разработку
всех этих вопросов А. Н. Крылов внес огромный вклад, создав строго
научную теорию корабля.
А. Н. Крылову принадлежат выдающиеся работы в области строительной
механики корабля. Он заложил фундамент этой новой области науки, лежащей
в основе современного кораблестроения.
Академик Крылов много лет стоял во главе отечественного кораблестроения
и корабельной науки. Он был человеком необычайно широкого кругозора. Его
увлекали буквально все науки, где находят применение математика,
механика, физика.
А. Н. Крылов был удостоен почетного звания Героя Социалистического
Труда, награжден тремя орденами Ленина, лауреат Государственной премии
СССР.