Лодка "Св. Брендан" имела в длину 10,9 м, в ширину 2,4 м и была
снабжена двумя мачтами высотой 3,6 и 5,7 м, оснащенными льняными
парусами. Управление осуществлялось широколопастным веслом с правой
стороны: лопасти гребных весел длиной 3,5 м были сделаны очень узкими.
Плавание отважного исследователя по следам древних мореплавателей
продолжалось с перерывами около двух лет. За ним последовали путешествия
по маршруту сказочного Синдбада-Морехода и легендарных аргонавтов. Так
что, как видите, и сегодня время отважных мореходов-первопроходцев
отнюдь не миновало. Вот почему тем из вас, кто мечтает о романтике
дальних странствий, рекомендуем сделать модель кожаной лодки "Св.
Брендан" - единственного пересекшего океан судна из кожи.
Размеры нашей модели, которую мы будем делать по рисунку 9 в масштабе
примерно 1:50 (для этого необходимо каждую сторону квадрата масштабной
сетки увеличить до 10 мм), составят: длина-220 мм, ширина - 50 мм, длина
фок-мачты - 72 мм, грот-мачты - 115 мм, весел - 70 мм.
Сначала перечертите или увеличьте изображение модели фотоспособом.
Подготовьте для работы острый нож, паяльник, шило, кисточки для клея и
красок и материалы: пенопласт из упаковок, рейки, лопаточки для
мороженого или кусочки фанеры толщиной 1 мм, батист или тонкое полотно
для парусов (в крайнем случае их можно сделать из бумаги), суровые
светлые нитки, имитирующие канаты из, например, из пеньки.
Рис. 10. Приспособления для ручной резки
пенопласта: а - терморезак из жести; б - терморезак из обточенного жала
электропаяльника.
Корпус из пенопласта можно вырезать терморезаком, сделанным из
полосок жести, прикрученной к жалу электропаяльника проволокой (рис.
10). При этом желательно соблюсти профиль обводов корпуса, для чего по
чертежу вырежьте из картона шаблоны шпангоутов и прикладывайте их к
корпусу по мере его изготовления. Носовой и кормовой тенты вырежьте
заодно с корпусом. Для тех из вас, кто умеет хорошо паять, можно
порекомендовать и второй, более сложный способ изготовления корпуса -
спаять остов модели из кусочков отожженной стальной или медной проволоки
толщиной 1 мм, выгнутых в соответствии с чертежом.
Окрасьте готовый остов - это предохранит его от ржавчины, обтяните
полосками кожзаменителя (лучше коричневого цвета) (купить его можно в
магазинах "Сделай сам" или "Умелые руки"). Если не окажется этого
материала, используйте плотную ткань, пропитанную клеем БФ-6 и
окрашенную нитроэмалью в коричневый цвет.
Мачты и реи можно сделать как из реек, так и из стеблей тростника,
камыша или соломы; кили-шверты, банки-сиденья для гребцов, палубный
настил - из лопаточек для мороженого или кусочков тонкой фанеры;
мачтовые степсы (крепления основания мачты) - из кусочков древесины или
пенопласта. Из пенопласта вырежьте и спасательный плот, закрепив на нем
по периметру нитку-леер и окрасив его в заметный на фоне морских волн
оранжевый цвет. Панель солнечных батарей имитирует разлинованный
рейсфедером и тушью квадратик белого картона, скатки запасных шкур -
полоски коричневой ткани вдоль борта.
Паруса вырежьте из белого полотна, батиста или бумаги, разлинуйте,
приклейте кусочки ниток для подвязывания паруса - риф-штерты, обшейте
или оклейте по краям литросом - толстой суровой ниткой и закрепите на
реях при помощи ревантов. На парусах нарисуйте фломастером или
нитрокраской красный кельтский крест ("крест в нимбе") - опознавательный
знак "Св. Брендана". Приклейте к днищу металлическую полосу - балластный
фальшкиль, и можете приступать к окраске вашей модели.
Корпус снаружи и изнутри покрасьте темно-коричневой краской, тенты
носового и кормового отсеков - оранжевой, каюты и радиорубки - серой.
Деревянные части модели лучше всего не красить, а пропитать морилкой или
сильным раствором перманганата калия и покрыть лаком.
После этого вам останется только поставить паруса, натянуть такелаж из
ниток и испытать вашу модель на воде либо использовать ее в качестве
оригинального сувенира.